Стр. 117 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

117
потерять шпору, шпора эта мигом отправи-
лась в известную кучу; если баба, как-нибудь
зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он
утаскивал и ведро. Впрочем, когда приметив-
ший мужик уличал его тут же, он не спорил
и отдавал похищенную вещь; но если только
она попадала в кучу, тогда вс
ё
кончено: он
божился, что вещь его, куплена им тогда-то,
у того-то или досталась от деда. В комнате
своей он подымал с пола вс
ё
, что ни видел:
сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и вс
ё
это клал на бюро или на окошко.
А ведь было время, когда он только был бе-
режливым хозяином!»
7. Неведение ума
Часто труднее всего нам заметить неведение наше-
го ума. «Понятие ума нашего весьма несовершенно и
всячески исполнено неведения»
352
.
Дело ума в нравственной части – «уяснить чело-
веку его обязанности и потом строго смотреть за тем
как, что и где исполнять. От неисполнения этого дол-
га происходят грехи неведения. <…> Нередко почти
каждый человек говорит: “Ах! Я и не знал, что так
нельзя делать“, то есть упрекает себя в неведении»
353
.
Неведение ума святитель Феофан Затворник под-
разделяет на следующие виды.
Бывает неведение, при котором ум человека стре-
мится «собирать познания о своих обязанностях:
нравственных, служебных, гражданских и т. д.»
354
,
352
Иоанн Синайский, преподобный. Лествица. Сл. 3. П. 24. Сергиев Посад,
1908. С. 19.
353
Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения.
М., 2005. С. 207–208.
354
Там же