Стр. 109 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

109
словеса, и держит его в себе, да внимает тому, что
читает или слушает. Если же не войдет в кого этот
божественный свет, то он устами будет произносить
или читать молитву и ушами слушать, а ум его будет
оставаться бесплодным; и не только это, но
он не
будет стоять на одном, а будет кружиться там и
сям
и помышлять о том, о чем не подобает, держа
притом ту мысль, будто ему неотложно необходимо
обдумать то, о чем думает, и позаботиться о том, в
чем прельщается, не понимая, что состоит в это вре-
мя рабом мысленного тирана, и им мысленно влачим
бывает туда и сюда. Тем-то и бедственна и пагуб-
на эта болезнь, что, тогда как враг мой влачит туда
и сюда мой собственный ум,
я думаю, что все эти
кружения моего ума, все эти заботы и попечения
суть мои собственные и неотложно необходимы
для меня
. Вот первая и величайшая из всех болезней
душевных. <…> Ибо она препятствует нам молиться
как должно и не позволяет молитве нашей восходить
прямо к Богу. <…> Это
омрачение души
есть на-
чало кромешной тьмы … Если н
е будет развеян и
изгнан из души
этот мрак прежде всякого другого
зла,
то тщетны»
341
все труды такого человека.
Человек с неправильными мыслями и действует
неправильно, соответственно этим ложным мыслям.
«Истинная мысль — источник всех благ, мысль лож-
ная есть источник ошибочной деятельности»
342
.
На ум человека влияют и убеждения других лю-
дей, как добрые, так и злые.
Петр Гринев в романе А.С. Пушкина «Ка-
питанская дочка», поддавшись дурному влия-
нию ротмистра гусарского полка Зуева, про-
341
Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Ч. 1. Слово девятое. М.,
1892. С. 83.
342
Игнатий (Брянчанинов), святитель Аскетические опыты. Т. 2. Право-
славное святоотеческое общество. 2011. С. 55.