Стр. 108 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

108
узнавать их, тот часто через такое любопытство под-
вергает ее <душу> опасности»
339
.
3. Ум подвержен постороннему влиянию,
в том числе влиянию греха
(чужие мысли считает за свои)
Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает:
«В непрерывной деятельности ума, дарованной Твор-
цом и составляющей его свойство, ум непрерывно
подчиняется
постороннему
влиянию. Влияние это —
влияние греха, которым ум поврежден и расстроен.
Это влияние непрестанно отвлекает ум от Бога, от
вечности, влечет в обольщение суетным и преходя-
щим миром, … грехом»
340
. Поэтому так важно, что
бы наш ум
не считал мысли чужие, мысли врага за
свои
собственные, не думал, что они ему необходимы
и не начинал действовать соответственно этим чужим
внушениям.
Вот как об этом пишет преподобный Симеон Но-
вый Богослов: «Пока солнце еще не воссияло и тьма
покрывает землю, кто может видеть хорошо вещи?
И тот, кто прошел грамматику, риторику и филосо-
фию и обогатился познанием всего сущего, не может
без света прочитывать книг, в которых содержатся
такие учения, а новоначальный, который только при-
ступил к такому учению, что может увидеть без све-
та или чему может научиться? Ничему. Таким же
образом и душе всякой потребен сокровенный свет
божественного ведения … Ибо сей сокровенный свет
Божественного ведения есть
некая мысленная сила
– властная
, которая окружает и с
обирает подвиж-
ный ум
, отбегающий обычно туда и сюда, в то вре-
мя, когда слушает или читает божественные оные
339
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб., 1904. Т. 10. С. 585.
340
Игнатий (Брянчанинов), святитель Аскетические опыты. Т. 2. Ч. 2. Пра-
вославное Святоотеческое Общество, 2011. С. 55.