Стр. 106 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

106
2. Ум рассеян, празден, мечтателен,
праздно любопытен
Очень важно не допускать у учеников и воспи-
танников праздности, рассеянности и мечтательности
ума. Святитель Василий Великий так писал об этом:
«Рассеянность происходит от праздности ума, не за-
нимающегося необходимым. А ум остается в праздно-
сти и беспечности от неверия в присутствие Бога»
330
.
Праздность расслабляет ум и «отрицательно ска-
зывается на развитии умственных способностей»
331
.
«Чем более размножаются мечтания, тем сильнее
страдает ум»
332
.
Мечтательность и рассеянность ума, в котором об-
наруживается бесплодное блуждание мыслей, наблю-
дается у одного из персонажей романа Н. В. Гоголя
«Мертвые души»:
«Манилов долго стоял на крыльце, провожая
глазами удалявшуюся бричку… Наконец, вошел
он в комнату, сел на стуле и предался размыш-
лению, душевно радуясь, что доставил гостю
своему небольшое удовольствие. Потом мыс-
ли его перенеслись незаметно к другим пред-
метам. Он думал о благополучии дружеской
жизни, о том, как бы хорошо было жить с дру-
гом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез
эту реку начал строиться у него мост, потом
огромнейший дом с таким высоким бельведе-
ром, что можно оттуда видеть даже Москву,
и там пить вечером чай на открытом воздухе
и рассуждать о каких-нибудь приятных пред-
метах. — Потом, что они вместе с Чичико-
330
Василий Великий, святитель. Симфония по творениям святителя Васи-
лия Великого. М., 2009. С. 301.
331
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 2009. С. 331–332.
332
Исихий, преподобный. Добротолюбие. Т. 2. М., 1884. С. 188.