Стр. 105 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

105
Вот как об изменчивости ума пишет святитель Иг-
натий (Брянчанинов): «С утра, например, родились
в уме известные мысли о нашем духовном житель-
стве, о невидимом многотрудном подвиге, о земной
нашей обстановке, отношениях, обстоятельствах, о
нашей участи в вечности; эти мысли казались осно-
вательными. Вдруг к полудню или раньше они исче-
зают сами собой от какой-либо неожиданной встречи,
заменяются другими, которые, в свою очередь, при-
знаются достойными внимания. К вечеру являются
новые помышления с новыми оправданиями. Ночью
ум мятется иными помыслами, которые в течение дня
скрывались где-то, как бы в засаде, чтобы внезапно
предстать уму во время безмолвия ночного, возму-
тить ум обворожительной и убийственной живописью
греха. Тщетно, научаемый Словом Божиим, ум при-
знает правильными только те помышления, на ко-
торые душа отвечает состоянием глубокого спокой-
ствия, смирения, любви к ближним; тщетно ум убеж-
ден, что все помышления, не только производящие
в душе мучение и расстройство, но и соединенные
с малейшим смущением, с малейшим ожесточением
души, чужды истине, вполне ложны, обманчивы, ги-
бельны, какой бы личиной праведности они ни были
прикрыты. Тщетно это знание! Тщетен этот верный
признак, с решительностью отделяющий в мире ду-
хов добро от зла!»
328
«Ум необузнанный неудержим и весьма способен
к уклонению во все самое неуместное…»
329
.
2009. С. 130.
328
Игнатий (Брянчанинов), святитель Аскетические опыты. Православное
Святоотеческое Общество, 2011. Т. 2. Ч. 2. С. 55.
329
Кирилл Александрийский, святитель. Творения. Т. 49. Ч. 2. ТСЛ, 1882.
С. 124.