Стр. 104 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

104
собности ослабели и были повреждены
321
. Объяс-
няя, что произошло с умом человека, преподобный
Максим Исповедник, ссылаясь на слова Еванге-
лия: “Итак, когда увидите мерзость запустения...
стоящую на святом месте” (Мф. 24, 15), писал,
«что место святое и храм Божий есть ум челове-
ческий, в коем враги рода человеческого, опусто-
шив душу страстными помыслами, поставили идо-
ла греховного»
322
. «Ум, одержимый страстьми, за-
мышляет неподобающее; обнаруживаются же его
мысли словами и делами»
323
.
В трудах святых отцов наиболее часто выделяются
следующие недостатки ума:
1. Ум непостоянен и изменчив
«Мысли ума чрезвычайно непостоянны по причи-
не повреждения грехом»
324
.
О непостоянстве ума, его колебаниях святой Иса-
ак Сирин пишет, что если в душе оскудевает страх
и стыд, то «ум непрестанно скитается… колеблется
туда и сюда»
325
. И «в какой мере оскудевает в уме
страх, в такой же начинают преобладать над ним
превратность и изменчивость»
326
.
Преподобный Антоний Великий отмечает, что
наш «обыкновенный [необразованный] ум дает по-
мышления добрые и худые, он изменчив и склонен к
вещественному»
327
.
321
Там же.
322
Максим Исповедник, преподобный. Добротолюбие. Т. 3. М., 1900.
С. 183.
323
Фалассий, преподобный. Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 303.
324
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Православное
Святоотеческое Общество, 2011. Т. 2. Ч. 2. С. 56.
325
Исаак Сирин, преподобный. Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 12–13.
326
Там же. С. 13.
327
Антоний Великий, преподобный. Алфавит духовно-нравственный. М.,