Стр. 103 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

103
памяти Божией, Царствия Небесного, ревности свя-
тых мучеников, везде присутствия Самого Бога, по
слову псалмопевца: “предзрех Господа предо мною
выну” (Пс. 15, 8), в памяти святых и умных сил;
в памяти об исходе души, о Страшном Суде, муче-
нии и вечном осуждении. Мы начали здесь с великих
вещей, а кончили такими, которые удерживают от
падения»
317
.
От ума также зависит соблюдение меры во вс
ё
м.
Ум пробуждает чувство меры
318
.
Таким образом, «действия ума должны быть на-
правлены на исправление и совершенствование всего
человека»
319
.
4. 5. Недостатки ума
В параграфе 4.2 рассмотрены сущность и значи-
мость образования ума, в том числе указана необхо-
димость искоренения его недостатков.
Педагогам и родителям следует знать как общие,
так и конкретные недостатки ума, проявляющиеся у
их воспитанников.
Общие недостатки ума появились после грехо-
падения первых людей, когда ум потерял «ясность
и проницательность»
320
, все познавательные спо-
317
Преподобного отца Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сл. 15.
М., 2001. С. 84.
318
Антоний Великий, преподобный. Алфавит духовный. М., 2013. С. 141.
319
Там же. С. 137–138.
320
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 2009. С. 173.