Стр. 101 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

101
— глаза всюду разбегаются из любопытства;
— уши любят слушать суетное, обоняние изнежи-
вается;
— уста становятся неудержимыми;
— руки простираются осязать то, что не должно.
За этим последуют вместо правды — неправда,
вместо мудрости — неразумие, вместо целомудрия
— блудничество, вместо мужества — боязливость. А
эти четыре главные добродетели, т. е., правда, му-
дрость, целомудрие и мужество такого суть рода, что
если они здравы и в силе в душе, то добре управляют
тричастностью души; добре же управляемая тричаст-
ность удерживает чувства от всего безместного. И
тогда ум, пребывая в тишине, при управлении про-
чих сил по Божьему и при послушности их, удобно
одерживает верх в мысленной брани»
309
.
6. Ум должен противостоять злу
и стремиться к добру
По мысли преподобного Антония Великого: «Бог
положил преграду злу в людях тем, что даровал им
ум (различение добра), чтобы познавая зло и что оно
вредит нам мы избегали его»
310
. «Ум должен проти-
востоять греху в мыслях, словах и делах»
311
. «Бого-
любивый ум как бдительный сторож затворяет вход
для злых помышлений»
312
.
Одновременно ум должен быть обращен к добру,
так как это соответствует природе человека. Препо-
добный Исаак Сирин говорит: «Ум наш может сам
собою и не учась возбуждаться к доброму, ибо доброе
309
Филофей Синайский, преподобный. Святые отцы о молитве и трезве-
нии. М., 2008. С. 291.
310
Антоний Великий, преподобный. Алфавит духовный. М., 2009. С. 97.
311
Там же. С.131.
312
Там же.