Стр. 100 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

100
По учению святых отцов, ум должен мыслить о
том, что заповедано. Долг ума человека думать о
нравственных нормах, И когда человек этого не де-
лает, он впадает в пороки, как это произошло с пер-
вым человеком. «Первейшая заповедь Адаму в раю
была такая: делать и хранить, то есть делать (обду-
мывать) умом, чтобы правильно разуметь и хранить
заповеданное, чтобы не преступать его. Но посколь-
ку он не делал умом (не мыслил), то не сохранил за-
поведания, ибо от
неделания
умного, прежде всего,
возросло в Адаме неверие – не веровать Богу, Кото-
рый сказал и заповедал. Затем от неверия произошло
преслушание и преступление, а от преступления –
отпадение от Господней благодати и отлучение от Его
Божественной любви»
306
. «Если бы Адам обдумывал
заповеданное, то не оказал бы неверия заповеданию
и не впал в грех»
307
.
4. Дело ума – стояние в добродетели
Преподобный Филофей Синайский учит: «Дело
ума есть твердое стояние его в добродетели и трез-
вение. Есть стояние и в добродетельной, и в греш-
ной жизни. Ибо Писание говорит: “Блажен муж иже
не иде на совет нечестивых и на пути грешных не
ста”(Пс. 1, 1)»
308
. Значит, надо образовывать ум так,
чтобы он утверждался в добре и не мыслил зла.
5. Ум обуздывает чувства
Об обуздании чувств преподобный Филофей Си-
найский пишет: «Когда ум не обуздывает и не вяжет
чувств; тогда
306
Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского. М., 2005.
С. 89.
307
Там же.
308
Филофей Синайский, преподобный. Добротолюбие. Т. 3. М., 1900.
С. 410.