Русский авиаконструктор А.Н. Туполев

Русский авиаконструктор А.Н. Туполев (1888-1972).

Андрей Николаевич Туполев (10 ноября 1888 года, село Пустомазово Тверской губернии – 23 декабря 1972 года, Москва) – русский авиаконструктор.

Родился в многодетной семье. Отец - владелец хутора, занимался сельским хозяйством. Получив начальное образование дома, Туполев в 1908 году окончил Тверскую гимназию и успешно сдал экзамены сразу в два института, выбрав из них Московское высшее техническое училище. Слушал лекции Н.Е. Жуковского, занимался в воздухоплавательном кружке и на построенном в этом кружке планере совершил свой первый полет.

В 1918 году, окончив училище, Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором Центрального аэродинамического института (ЦАГИ), где возглавил отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства.

В начале 20-х гг. Туполев возглавлял опытное конструкторское бюро (КБ), где в неотапливаемых помещениях, при отсутствии многого необходимого работал над созданием торпедных катеров, аэросаней, дирижаблей, самолётов.

Внедряя в самолетостроение металл-дюраль, разработал новую авиационную технологию, запустил в промышленное производство цельнометаллические самолеты АНТ-З (1925), АНТ-4 (1928), АНТ-6 (1933), тяжёлые и дальние самолеты ТБ-1 (1925), ТБ-З (1930), совершив переворот в авиационной промышленности. Самолеты конструкторского бюро Туполева показали высокие лётные качества во время спасения челюскинцев в 1934 году, перелетов из СССР в США через Северный полюс в 1937 году и в др. случаях.

В 30-е гг. Туполев стал главным инженером Главного управления авиационной промышленности в Наркомтяжпроме. Неоднократно командировался в Германию, Францию, Австрию, Англию, США; был награждён советскими орденами.

В 1937 году репрессирован. Являлся главным конструктором в авиационной «шараге» ЦКБ-29 НКВД, где вместе с С.П. Королевым, В.М. Петляковым и другими выдающимися деятелями работал над созданием самолетов, прекрасно показавших себя в годы Великой Отечественной войны.

27 июня 1941 года он был освобождён.

Под руководством Туполева было создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов, среди которых - первый отечественный пассажирский самолёт с турбовинтовыми двигателями Ту-104, пассажирский самолёт со сверхзвуковой скоростью Ту-144 и др.

В 1953 году Туполев стал академиком.

Он трижды удостаивался звания Героя Социалистического Труда (1945,1957,1972).

Скончался Андрей Николаевич Туполев 23 декабря 1972 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Хронос