Итальянский поэт Франческо Петрарка

Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374).

Франческо Петрарка (Petrarca, Francesco) (1304–1374) итальянский поэт, признанный литературный «арбитр» своего времени и предтеча европейского гуманистического движения.
Родился 20 июля 1304 года в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус.
Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311 года.
В начале 1312 года вся семья переехала в Авиньон (Франция).
После четырёх лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье.
В 1320 году вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции.
В апреле 1326 года, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям.
В 1327 году, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура – больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи.
Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 году он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 году получил первый бенефиций.
В 1337 году Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни – эпическую поэму «Африка» (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу «О славных мужах» (De viris illustribus) – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию «Филология» (Filologia), ныне утраченную.
К 1340 году литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 года по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.
1342–1343 гг. Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу «Исповеди» св. Августина, написал книгу-исповедь «Моя тайна» (Secretum Meum) в форме трёх диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины.
Тогда же написаны или начаты «Покаянные псалмы» (Psalmi poenitentialis); «О достопамятных событиях» (Rerum memorandum libri) – трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы «Триумф Любви» (Triumphus Cupidinis) и «Триумф Целомудрия» (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – «Канцоньере» (Canzoniere).
К концу 1343 года Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345 года. В Парме он продолжил работу над «Африкой» и трактатом «О достопамятных событиях». Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался.
В конце 1345 года Петрарка вновь приехал в Воклюз.
Летом 1347 года он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог «Буколических песен» (Bucolicum carmen, 1346–1357), два прозаических трактата: «Об уединенной жизни» (De vita solitaria, 1346) и «О монашеском досуге» (De otio religioso, 1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере.
Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 году путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершённых Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме.
В 1348 году чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры.
В 1350 году Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал ещё четыре эклоги и поэму «Триумф Смерти» (Triumphus Mortis), приступил к поэме «Триумф Славы» (Triumphus Fame), а также начал «Стихотворные послания» (Epistolae metricae) и письма в прозе.
1351–1353 годы Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал «Инвективы против врачей» (Invectiva contro medicum), критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу «Без адреса» (Liber sine nomine).
В 1353 году Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил «Буколические песни» и сборник «Без адреса»; начал пространное сочинение «О средствах против всякой фортуны» (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал «Путь в Сирию» (Itinerarium syriacum) – путеводитель для паломников в Святую Землю.
В 1361 году Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провёл в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником «Стихотворные послания», а также сборником «Письма о делах частной жизни» (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни.
Тогда же Петрарка начал еще один сборник – «Старческие письма» (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 годами и разбитых на 17 книг.
В 1362 году Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию.
В 1366 году группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой «О невежестве собственном и других людей» (De sui ipsius et multorum ignorantia).
В 1370 году Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах.
В 1372 году военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе.
После поражения Падуи он вместе с её правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры.
В последние семь лет жизни Петрарка продолжал совершенствовать «Канцоньере» (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни «Rerum vulgarium fragmenta – Отрывки на народном языке») и работал над «Триумфами», куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности.
Умер Петрарка в Арква в ночь с 18 на 19 июля 1374, не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.
В честь Петрарки назван кратер на Меркурии.

Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира.
Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его «нерукотворным памятником» стали Канцоньере – 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре.
Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, «сладостного нового стиля», Овидия и Вергилия. Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически – как рассказ не только о мимолётной любви, но и о вечной красоте поэзии, – он привносит в свою «книгу песней» новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму.
Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость.
Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия.
Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу. Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на её несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся «сладостным новым стилем», тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным.
Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в «Канцоньере» обладают сугубо формальными достоинствами: в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н. петраркизм).
В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в 16 веке, он периодически возрождался вплоть до недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее – «Триумфам» и, наконец «Канцоньере», влияние которых оказалось самым стойким.
Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, – Дж. Боккаччо, М.М. Боярдо, Л. Медичи и Т. Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А. Марк, Г. де ла Вега, Х. Боскан и Ф. де Эррера в Испании; К. Маро, Ж. Дю Белле, М.Сев, П. Ронсар и Ф. Депорт во Франции; Дж. Чосер, Т. Уайет, Г.Х. Сарри, Э. Спенсер, Ф. Сидни, Т. Лодж и Г. Констебл в Англии; П. Флеминг, М. Опиц, Г. Веккерлин и Т. Хёк в Германии.
В период романтизма Петрарка также нашел поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У. Фосколо и Дж. Леопарди в Италии; А. Ламартин, А. Мюссе и В. Гюго во Франции; Г.У. Лонгфелло, Дж.Р. Лоуэлл и В. Ирвинг в Америке.


Душа моя, которая готова
Все описать, увидеть и прочесть,
Мой жадный взор, душе несущий весть,
Мой чуткий слух, ведущий к сердцу слово,

Неужто дали времени иного
Вы нашим дням хотите предпочесть,
Где два огня, два путеводных есть,
Где след любимых стоп я вижу снова.

Тот след и путеводный яркий свет
Ведут вас в этом кратком переходе,
Помогут вечный обрести покой.

О дух мой, вознесись в тумане бед,
Встречая гнев, подобный непогоде,
К Божественному свету - по прямой.


Кругосвет

Чехол для HTC
Безупречное качество за разумную цену. Огромный выбор чехлов. Доставка
brum-mobile.com.ua
YT19BL-BS
akbshki.ru
Когда примут банкротство физических лиц
Соберем все документы для подачи заявления о банкротстве физического лица
bezkreditoff.ru